Северное кадровое агентство
Наши клиенты
всего более 2 000
Публикации
Памятка соискателю и работодателю: ЧТО ДЕЛАТЬ В КРИЗИС?
Практические советы, подготовленные специалистами СКА для соискателей и работодателей. Март 2016 год.
Задайте вопрос специалисту компании

Особенности национального менталитета

Журнал «Настроение», Шелуткова Оксана, апрель 2007 г.

Практика работы на рынке кадровых услуг Архангельской области «Северного Кадрового Агентства» насчитывает уже более 8-ми лет. За это время были закрыты проекты по подбору персонала как для российских, так и для крупнейших зарубежных компаний. Еще совсем недавно российский рынок труда можно было поделить на две разные составляющие: одну, большую, представляли отечественные работодатели, другую, меньшую — западные компании, открывающие свои представительства в России. В последние годы ситуация заметно изменилась.

Грань между двумя этими сегментами постепенно стирается, появляется много компаний российского происхождения с методами организации рабочего процесса по западному типу. И, как показывает практика, эти передовые российские компании становятся сильными конкурентами иностранных работодателей на рынке труда. Наряду с такой тенденцией в развитии компаний российского уровня, в последнее время  в нашей стране продолжают открываться и развиваться филиалы иностранных компаний. И речь идет не только о столицах (Москва, Санкт-Петербург и др.), но и о региональном уровне. В частности, в Архангельске в последнее время были открыты филиалы таких иностранных компаний как «Фаубеха» (Германия, оптовая торговля строительной фурнитурой), Русфинансбанк (дочернее представительство французской корпорации Состье Женераль) и др. Из давно работающих западных компаний на Архангельском рынке можно отметить таких гигантов как Pepsi Cola, Mars, Nestle, Philip Morris, Vurt и т.д.

Известно, что требования, предъявляемые к сотрудникам российских компаний, могут сильно различаться от требований к сотрудникам  иностранных компаний. В последних при подборе специалиста больше внимания уделяется личности, внешним характеристикам и потенциалу будущего сотрудника. По-моему мнению, в западных компаниях более внимательно относятся к выбору сотрудников. При подборе персонала на иностранные компании мы часто сталкиваемся с просьбой провести психологическое тестирование кандидатов. От российских же компаний таких запросов практически не поступает. При самостоятельном поиске персонала, не прибегая к услугам кадрового агентства, в российских компаниях набирают людей с уверенностью, что человек покажет себя в процессе работы. Показать человек себя может с разных сторон, поэтому неудивительно, что в наших компаниях существует такое понятие как «текучка». В компаниях с иностранным капиталом чаще предъявляют более жесткие формальные требования к возрасту, полу, опыту работы, личностным характеристикам. Это объясняется тем, что когда ищут человека в западную корпорацию, он должен являться неким кирпичиком в этом огромном здании, и поэтому к его образованию, опыту работы разрабатываются очень жесткие требования. И человек буквально по пунктам должен этому соответствовать. Если мы говорим о российских компаниях, то они менее строго структурированы, и они ищут кандидата с широким опытом, который сможет взять под контроль сразу несколько аспектов деятельности. В западной компании сотрудник — это лишь инструмент, который должен выполнить определенную работу.

Не ждите того, что вам пойдут на встречу, если сегодня вам нужно уйти на часок пораньше. Но можете не сомневаться, что вы будете обеспечены всем тем, что положено по штату и утверждено в бизнес-плане. Если вам положен автомобиль, то он у вас будет. Действительно, в иностранной компании все обязанности прописаны. Можете не сомневаться, что вас не будут заставлять грузить вагоны, если перед вами стоят другие задачи. В отечественных же компаниях, как правило, должностных инструкций нет, и возникающие задачи могут поручить кому угодно. В иностранной компании всегда четко поставлена цель и расписано, каким путями и как ее добиться, а также расписано, с помощью каких сотрудников можно добиться выполнения цели или решения той или иной проблемы. В российском варианте цель может внезапно поменяться, вам могут поручить заняться непрофильным заданием, и это скорее правило, чем исключение, чего нельзя сказать о западных собратьях. Вариант отечественного ведения бизнеса зачастую предполагает «форс-мажорные» обстоятельства, «серую» заработную плату. В западных компаниях сотрудники в этом отношении социально защищены.

Много отличий можно усмотреть и в том, как вообще стоятся взаимоотношения в западных и российских компаниях. Различие, которое сразу бросается в глаза — развитие карьеры. Конечно, путь от специалиста до руководителя отдела или топ-менеджера занимает достаточное количество времени, но в российских компаниях этот процесс происходит гораздо быстрее, а западных компаниях чудес не бывает уже давно. В российских фирмах также зачастую можно столкнуться с таким явлением, как устройство на работу своих знакомых, родственников, т.е. происходит смешение трудовых и межличностных отношений. У западных компаний это встречается редко и считается дурным тоном.

Корпоративная культура — отдельный разговор, если не сказать — песня. По словам экспертов 99 процентов представительств иностранных компаний в России живут по строгим корпоративным законам. При этом полное соблюдение корпоративных стандартов контролируется. В кодексе корпоративной культуры прописаны все правила и соответствующие нюансы. К примеру, выйти из офиса в японской компании (например, покурить) — задача не из легких. Сотрудник должен выбрать на компьютере функцию «Выйти», написать куда и с какой целью он идет, ориентировочное время возвращения и контактный телефон, после чего он должен еще вписать свою фамилию и прочие данные в журнал офис-менеджера у входной двери, а вернувшись, вписать и в журнал, и в программу время возвращения. В течение всего дня вы можете находиться вне пределов рабочего места не более часа, включая обед. Добавьте к этому компьютерную программу слежки, записывания телефонных разговоров, запрет пользоваться сотовым телефоном, а уж про излюбленную российскими пользователями Интернета «аську», я и подавно молчу. Положения о корпоративной культуре, как правило, содержатся во внутренней документации компании. Число российских компаний, которое может похвастаться наличием кодекса корпоративной культуры отнюдь не велико. В противовес этому, в иностранной компании этот документ стоит наравне с должностной инструкцией, с которым каждый должен ознакомиться и поставить свою подпись. И мало того, беспрекословно выполнять все пункты этого документа, каким бы нелепыми они не казались. Так например, в одной западной компании любой телефонный звонок должен начинаться таким словами: «Здравствуйте, спасибо за звонок в компанию «Н», наш лозунг «В будущее с новыми технологиями», а заканчиваться так: «До свидания, спасибо за звонок в компанию «Н», мы будем рады, если вы обратитесь по всем волнующим вас вопросам в наш главный офис по телефону … » Славная традиция петь гимн в начале рабочего дня зародилась в Стране восходящего солнца. Можно порадоваться, что до российского рынка пока не добралась компания «Nidec», глава которой считает, что мытье туалетов способствует поднятию корпоративного духа работников.

В России довольно неплохо прижились некоторые принципы западного менеджмента. Но, к сожалению, их используют не все отечественные компании. В первую очередь это касается вовлечения персонала в принятие решений. Это позволяет работнику чувствовать себя более вовлеченным в работу компании, быть более ответственным. Кроме того, малое количество российских компаний уделяет внимание мотивации сотрудников. Большинство из них предлагает только карьерный и материальный рост, не учитывая интересы и потребности каждого сотрудника как личности. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы сделать акцент на особой специфике отечественных предприятий. А заключается она в том, что наши фирмы развиваются по собственному пути. Безусловно, они обращаются к опыту своих коллег из западных компаний, и перенимают некоторые положительные моменты. Но все же, в российских организациях выработан собственный стиль работы, который непосредственно создается самим работниками и руководителями. В таких фирмах особое влияние имеют межличностные отношения. В некоторой степени можно допустить, что компании с западным капиталом мало чем отличаются от российских. Ведь работают в них в основном наши менеджеры, с национальным менталитетом. Разница лишь в том, что руководят ими западные управленцы, которые не всегда понимают суть отечественного бизнеса.

Если кратко резюмировать вышесказанное, то можно выделить несколько основных отличий западной компании от российской:

1.  Сотрудники западных компаний обладают, как правило, большей социальной защищенностью. В их социальный пакет включена не только зарплата, но и различные компенсации: медицинская страховка жизни, оплата мобильной связи, всевозможные бонусы и премии, компенсации автомобиля, а в некоторых случаях даже предоставление авто в служебное и личное пользование, что для многих российских компаний пока является роскошью.

2.   Взаимоотношения с работодателем четко урегулированы, в том числе и трудовым договором, схема «серой» заработной платы западным компаниям не знакома.

3.   Иностранные компании отличаются четкой организационной структурой, продуманной политикой в области управления персоналом, отработанными правилами ведения бизнеса, корпоративной культурой.

4.   Руководители западных компаний в России являются наемными работниками, поэтому все решения зависят не от одного человека, как зачастую бывает в отечественных компаниях, где все определяется волей хозяина.

Инофирмы, работающие на российском рынке по прежнему привлекательны для соискателей. Работать в иностранной компании всегда считалось престижным. И несмотря на активный рост производства и оборотов в российских компаниях, многие считают за счастье попасть именно в иностранную компанию. Еще одна заманчивая перспектива работы в такой компании — возможность стать универсальным менеджером, работать в любой точке планеты. Выпускники престижных ВУЗов мечтают попасть в Coca Cola, Nestle, Motorola и др. Известное имя дает компании дополнительные возможности при решении кадровых вопросов и позволяет сэкономить на заработной плате сотрудников. Выражаясь словами Валерия Николайчука: «Любой может стать незаменимым, если согласиться работать бесплатно».  Кроме того, работать в компании-бренде молодые специалисты готовы зачастую даром. Обоим сторонам это выгодно: компания получает квалифицированную рабочую силу за небольшие деньги, а человек — строчку в резюме. Однако громкое имя при небольшой заработной плате действует лишь на молодых специалистов. Профессионал со стажем не согласится на низкий оклад. Хотя при прочих равных условиях он все же скорее пойдет работать в компанию-бренд, но уже по другим причинам. Работа в западной компании — это возможность получить прекрасный старт. Работа в западном представительстве дает возможность перейти в российскую компанию и получить более высокую должность, перепрыгнув сразу через несколько ступеней. Сейчас многие амбициозные специалисты рассматривают работу в иностранной фирме лишь как первый шаг на пути своей карьеры. Получив достаточный опыт в иностранной компании, они переходят в российские компании, где получают больший простор для реализации своего профессионального потенциала.


См. также:

Вакансии
ГЛАВНЫЙ ТЕХНОЛОГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Продавец по совместительству (брендовая одежда)
Брендовая одежда
Руководитель отдела клининга
Клининговая компания
Менеджер отдела снабжения
Управляющий директор крупного лесопромышленного комплекса (с переездом в область)
Руководитель отдела продаж в г. Вельск (оптовая продажа продуктов питания)
Начальник производственного отдела крупного лесопромышленного комплекса (с переездом в область)
Все вакансии
Афоризмы
Трудные дела надо оставлять напоследок, потому что их сделать легче всего.
Новости
Новые штрафы: как готовить бизнес к обороне?
Новая услуга СКА для РАБОТОДАТЕЛЕЙ! Мы можем: 1. Помочь Вам подготовиться к проверке; 2. Помочь Вам уменьшить сумму штрафа, а в некоторых случаях избежать штрафа вовсе даже при наличии акта и предписания.
ООО "СКА" приняли участие в организации чемпионата "Лесоруб 21 века".
ООО «Северное кадровое агентство» приняли участие в организации Второго Всероссийского конкурса «Лесоруб 21 века», проходивший в Устьянах 23-28 августа 2016 года.
Все новости
Адвокатский кабинет
Фофанов Андрей Николаевич

Бесплатная юридическая консультация для работодателей по вопросам трудового законодательства. Наш партнер — компания «Фофанов и парнеры» — ответит на все Ваши вопросы.

Задать вопрос

Rambler's Top100
ООО «Северное Кадровое Агентство»
163000, г. Архангельск, ул. Поморская 7, офис 410
Тел.: (8182) 65-42-24 (факс), 28-66-57

inform@cka.ru (для работодателей)
resume@cka.ru (для соискателей)

Перепечатка, копирование и использование материалов сайта www.cka.ru в печатных, электронных и иных средствах массовой информации допускается только с письменного согласия администрации ООО "Северное кадровое агентство"

Создание сайта — Artil.ru